Любите экстремальное вождение?
« Назад
И какой же русский не любит быстрой езды? – «Мертвые души» Гоголь.
Широкой популярностью у современной молодежи пользуется экстремальная езда. Очень часто под ней понимают вождение автомобиля на большой скорости по ночному городу без соблюдения при этом ПДД.
После того как юноши овладели навыками вождения автомобиля и полноценно могут маневрировать на дороге, им хочется большего. В этом случае практикуется экстремальное вождение, которому сегодня всё чаще учатся водители. Нередко это оказывается крайне полезным, особенно в ситуациях аварийного движения.
Но вот Вам такой пример: Когда пилот «Формулы-1» на скорости более 300 км/ч попадает в критическую ситуацию, он намного больше защищен от травм и увечий, чем обычный водитель, нарушающий скоростной режим на дорогах общего пользования. Кокпит гоночного автомобиля сделан из сверхпрочного материала и закрывает тело гонщика от прямого удара. Голова, закрытая специальным шлемом, защищена сверху и сзади дугой безопасности, а при лобовом ударе спасает «ошейник», препятствующий смещению головы вперед. Тело спортсмена закреплено многоточечными ремнями безопасности, а гоночный комбинезон и нижнее белье изготовлены из пожарозащитного материала. Трассы чемпионатов мира, где проходят гонки «Формулы-1», отличаются друг от друга протяженностью, рельефом, конфигурацией поворотов, но их объединяет то, что они имеют многоуровневую систему защиты гонщиков и зрителей: тормозные зоны с щебенчатым покрытием, энергопоглощающие брустверы из покрышек, отбойники, защитные сетки и др. Но главным критерием безопасности является высочайший уровень водительского мастерства и широкий арсенал активной безопасности в форме элементов, операций и целостных приемов, позволяющих стабилизировать автомобиль при потере устойчивости и управляемости. О характере концентрации и напряженности гонщика свидетельствуют физиологические сдвиги в организме. Так, частота сердечных сокращений спортсмена составляет 180–200 ударов в минуту, а потеря веса за полтора часа гонки достигает 3–4 кг, хотя гонщики такого уровня не имеют лишнего веса.
ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО экстримальное вождение?
Каждому водителю следует помнить, что жизнь дается только один раз и права на ошибку у него попросту нет, поэтому школа экстремального вождения позволит не только научиться вести себя в самых сложных дорожных ситуациях, но и предвидеть их задолго до наступления.
Водитель автомобиля несет ответственность не только за себя, но и за своих пассажиров, пешеходов, других участников движения и за государственное и частное имущество, которое может повредить при неосторожном управлении транспортным средством.
Многие считают экстремальное управление развлечением, желанием продемонстрировать манёвренность машины. На самом деле, этот стиль движения машины предназначен для обеспечения водителя навыками контроля машиной в нестандартных условиях, которые нередко несут угрозу для его жизни.
Управление автомобилем в нестандартных условиях — значит оказаться в экстремальной ситуации, когда машина теряет стабильность контроля и не может контролироваться обычными способами. Это часто наблюдается в моменты, когда транспортное средство оказывается на льду, или когда его заносит из-за внутренней поломки. Водитель должен своевременно сориентироваться, чтобы взять движение под контроль.
Основные принципы вождения в опасной ситуации
первый принцип контраварийного вождения -
...
Получение водительских прав не означает приобретения водительского опыта. Начинающему водителю следует быть очень внимательным на дороге и не увлекаться скоростным вождением – у него еще недостаточно мастерства, чтобы быстро оценивать дорожную ситуацию и вовремя предпринимать необходимые действия, если ситуация окажется нестандартной.
второй принцип контраварийного вождения-
...
Водитель не должен отвлекаться во время движения. Все его внимание должно быть сосредоточено на дороге. Только в этом случае он сможет контролировать дорожную обстановку и оперативно реагировать на ее изменение.
третий принцип контраварийного вождения -
...
Растерянность водителя является главной опасностью при ДТП. Она приводит к впадению в ступор, апатии или паническим неадекватным действиям, которые могут ухудшить ситуацию. Чтобы этого не произошло, следует отрабатывать на тренажере или автодроме навыки поведения в экстремальной ситуации, чтобы выработать автоматическую реакцию.
четвертый принцип контраварийного вождения -
...
Не стоит загонять себя в психологическую ловушку с самого начала. Только объективная оценка своих способностей и возможностей позволяет применять приемы контраварийного вождения.
Соблюдение всех этих принципов важно не только при экстремальных и аварийных ситуациях, о них должен помнить абсолютно каждый водитель.
Давайте ниже разберемся, что же такое экстремальное вождение.
ЭЭкстремальное вождение автомобиля – что это?
Для начала немного физики:
ССЦЕПЛЕНИЕ ШИН С ДОРОГОЙ
Когда машина «просто едет», шины катятся по дороге. В этом случае со стороны дороги на шины действует сила трения покоя (или сила сцепления). Это мы наблюдаем каждый день на дорогах общего пользования, когда машины «просто едут». Сцепление шин с дорогой в этом случае хорошее и достаточное для совершения всех необходимых маневров на дороге – разгона, торможения и поворота.
ССКОЛЬЖЕНИЕ ШИН ПО ДОРОГЕ
При определенных скоростях движения и/или действиях водителя запас сцепления шин с дорогой уменьшается до нуля, и шины перестают цепляться за дорогу. Если это происходит, то машина уже не «просто едет» — шины скользят по дороге, а не катятся. И тогда со стороны дороги на шину действует уже сила трения скольжения. Самый распространенный пример скольжения шин – занос автомобиля на скользкой дороге, т.е. – скольжение задних шин. Скользить могут также и передние шины – снос автомобиля, — и все четыре одновременно. В случае скольжения шины перестают цепляться за дорогу, и совершить какой-либо маневр либо сложно, для чего требуется особые навыки вождения, либо невозможно вообще.
ВВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ НА ПРЕДЕЛЕ СЦЕПЛЕНИЯ ШИН С ДОРОГОЙ
Шины переходят в скольжение не сразу: не мгновенно, а постепенно. Представьте себе автомобиль на закрытой ровной асфальтированной площадке. Поворачиваем руль до упора вправо (или влево, неважно), включаем первую передачу (или режим D) и плавно стартуем. Машина начнет движение по кругу. Дальше плавно добавляем газу, ускоряемся. Машина продолжает движение по той же дуге со все большей и большей скоростью. Это происходит, пока шины цепляются за дорогу и продолжают катиться. То есть пока есть запас сцепления шин с дорогой. При дальнейшем увеличении скорости запас сцепления будет все меньше и меньше, и в какой-то момент наступит предел сцепления, который сопровождается легким «повизгиванием» шин и «облегчением», «опустением» руля. Это значит, что машина еще движется по заданной траектории, кругу, но скорость движения предельна. Не для двигателя – для шин. Газу поддать еще можно, двигатель потянет, но шины уже не смогут держать дорогу. Запас сцепления закончился, держаться нечем… В этом режиме – на пределе сцепления шин с дорогой можно ехать долго, главное чувствовать руль и газ и поддерживать баланс – не замедляться, но и не пытаться ускориться, все равно не получится.
ВВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В СКОЛЬЖЕНИИ
В этом легко убедиться – продолжим добавлять газ, и какие-то из шин – передние или задние – неминуемо начнут скользить. В случае движения по кругу малого радиуса с повернутым до упора рулем, скорее всего, заскользят передние шины, и начнется снос автомобиля. Машина потеряет управляемость и уйдет с заданной траектории, направляясь наружу круга. И это будет уже движением за пределом сцепления шин с дорогой, то есть в скольжении.
Можно не увеличивать скорость до предела и не дожидаться скольжения передних шин, а искусственно сорвать в скольжение задние шины. Тогда машина потеряет устойчивость, заскользит задними шинами – пойдет в занос. Если автомобиль мощный и задне- или полноприводный, можно поддерживать скольжение шин за счет их пробуксовки – поддерживая избыток газа. И машина будет двигаться в непрерывном заносе, так называемом дрифте. Управлять автомобилем в заносе можно, но сложно, для этого требуются специальные тренировки.
ЭЭкстремальное вождение автомобиля – не для дорог общего пользования
Очевидно, движение на грани скольжения или в непрерывном скольжении недопустимо на дорогах общего пользования.
Во-первых, повторюсь, велика цена ошибки. Чуть что – потеря управляемости и ДТП.
Во-вторых, экстремальное вождение автомобиля подразумевает высокий уровень водительского мастерства, как результат длительных и регулярных тренировок. Как говорится, чтобы играть на флейте, нужно учиться играть на флейте.
В-третьих, вождение автомобиля в том же управляемом заносе вызовет неадекватную реакцию окружающих участников движения, что чревато ДТП.
В-четвертых, экстремальное вождение просто нецелесообразно с точки зрения перемещения из пункта А в пункт Б.
Сейчас обучение экстремальному вождению доступно почти в любой автошколе. При обучении водителя экстремальной езде в учебной машине также устанавливаются камеры видеонаблюдения. У нас в ТВ-ВИЖН Вы сможете найти такие комплекты видеонаблюдения: с 2мя, с 4мя камерами. Приходите к нам, мы поможем Вам быть в полной готовности для безопасного движения на дороге!
Комментарии
Комментариев пока нет